Оптимизируем автоматический сбор и обработку данных учета

В результате исполнения требований Закона «Об энергосбережении…» значительно увеличилось количество потребителей, рассчитывающихся с ресурсоснабжающими организациями за энергоснабжение, водоснабжение и газоснабжение по приборам учета. И без того сложная проблема сбора и обработки больших объемов информации грозит окончательно выйти из-под контроля. Для небольших ресурсоснабжающих компаний, с количеством потребителей до нескольких сотен, решение проблемы возможно путем увеличения численности персонала, но для крупных ресурсоснабжающих организаций, с количеством потребителей в десятки тысяч, такое решение неприемлемо. Очевидно, что для решения проблемы будут выделены и «успешно освоены» финансовые средства вопрос лишь в том насколько эффективным будет решение. Из практики известно, что деньги будут большими, а результаты мизерными, но решение есть. Далее пойдет речь в основном об учете тепловой энергии, проблемы учета других ресурсов принципиальных отличий в данном вопросе не имеют.

Обслуживание приборов учета

Во-первых, информацию о потреблении ресурсов надо получить. Той же практикой установлено, что приборы учета в отсутствие должного контроля довольно быстро выходят из строя, что приводит к искажению результатов учета теплопотребления (теплоотпуска). Приборы учета, как правило, эксплуатируются в неблагоприятных условиях: повышенная влажность и температура окружающего воздуха, иногда мороз и атмосферные осадки, если приборы устанавливаются на магистральных трубопроводах. Кроме того, метрологическая часть преобразователей расхода подвергается воздействию теплоносителя, что так же не наилучшим образом сказывается на результатах измерений. Понятно, что никакой эксплуатационный персонал не в состоянии защитить приборы от воздействия теплоносителя и окружающей среды, но вовремя выявить неисправность приборов учета и устранить ее в состоянии. Именно своевременное восстановление работоспособности приборов учета и является главной задачей обслуживающего приборы учета персонала. Потому, вполне естественно, поручить эту работу специализированной организации, имеющей квалифицированный персонал в крупных городах, а в небольших населенных пунктах - частным предпринимателям или персоналу энергоснабжающей организации. Действительно, если в населенном пункте одна котельная и десяток отапливаемых зданий нет смысла создавать сеть сервисных организаций. В крупных населенных пунктах осуществлять техническое обслуживание приборов учета, установленных у  потребителей, силами энергоснабжающих организаций, на мой взгляд, не рационально и чревато монополизмом со всеми вытекающими последствиями: низкое качество работ, высокие цены, коррупция. Итак, данные получены, что дальше?

Сбор и хранение данных учета

Если речь идет о нескольких сотнях узлов учета, сбор измерительной информации не представляет особой проблемы. Все крупные изготовители средств измерения тепловой энергии бесплатно предоставляют программное обеспечение для удаленного сбора и хранения полученной информации. Например, программа «Пролог» обеспечивает удаленный сбор данных с приборов учета: газа, тепловой и электрической энергии получаемых с любого из изделий (СПГ, СПЕ, СПТ) производства ЗАО «НПФ «ЛОГИКА». Программа распространяется бесплатно, дистрибутив находится на сайте компании (бери и пользуйся). Хранение данных осуществлено в MS Access, при желании можно разобраться со структурой данных и самостоятельно «наворочать» любую автоматизацию или аналитику.

Если речь идет о десятках тысяч узлов учета, программное обеспечение придется покупать, бесплатных решений нет. Крупные сервисные компании, обслуживающие тысячи узлов учета тепловой энергии потребителей, решили эту проблему по-разному. Некоторые создали свое программное обеспечение, другие пользуются программным обеспечением, купленным у фирм-разработчиков автоматизированных программно-аппаратных комплексов. Из последних заслуживают внимания программные продукты:

·        АПК «Астра», производства ООО «Астра Инжиниринг Автоматизация»;

·        «ВЗЛЕТ СП», производства ЗАО «Взлет»;

·        «Кливер Мониторинг Энергии 2008», производства ООО "Кливер" и

·        «ЛЭРС УЧЕТ», созданная в Хабаровском Центре «ЭНЕРГОРЕСУРСОСБЕРЕЖЕНИЯ».

Программные продукты в этом списке отсортированы по названиям в алфавитном порядке, не ищите тайного смысла. Все эти системы постоянно развиваются, фирмы конкурируют между собой, потому сказать какое из приведенных решений лучше не берусь, завтра все изменится. С уверенностью могу сказать лишь одно, каким бы ни был Ваш выбор, у соседа выбор окажется лучше. Несколько безнадежно звучит, но решение есть.

Дата-центры

Для сбора и хранения больших объемов информации кроме программного обеспечения необходимо еще и аппаратное обеспечение: серверы, сети, коммутационное оборудование и т.п. Практика показывает, что правильный выбор программного и аппаратного обеспечения не решает проблемы. Жизнь не стоит на месте, решаемые задачи изменяются, а это в свою очередь влечет за собой необходимость замены как программного, так и аппаратного обеспечения. Более того вскоре выяснится, что с выходом оборудования из строя «погибла» и вся накопленная информация. Безусловно, разработчики программного обеспечения окажут помощь в выборе и установки необходимого оборудования, но есть более рациональное решение. Ели теплоснабжением занимаются специалисты по теплоснабжению, обслуживанием приборов учета – специалисты по приборам учета, зачем сбором и хранением информации заниматься дилетантам? Вполне логично поручить эту заботу специализированным организациям – «дата-центрам». В качестве примера существующих дата-центров, привожу ООО «ЭнергоМониторинг», оказывающее услуги по сбору и хранению данных о теплопотреблении абонентов. Справедливости ради надо отметить, что спектр выполняемых этой компанией работ несколько шире, но не об этом речь. Главное заключается в том, что они берут на себя заботу о сборе, хранении и предоставлении информации со всеми сопутствующими проблемами, т.е. освобождают абонентов и энергоснабжающие компании от всех проблем связанных со сбором и хранением данных учета. Более того я вижу сбор и хранение всей информации о потреблении газа, воды, электрической и тепловой энергии и т.п. именно в дата-центрах. Пусть их будет много, пусть они конкурируют между собой, повышая качество предоставляемых услуг и снижая их стоимость, на радость абонентам и ресурсоснабжающим организациям. Одним из преимуществ дата-центров является именно удаленное на неограниченное расстояние сбор и хранение данных, что позволяет за вполне разумные деньги получить в свое распоряжение самое современное и самое дорогое оборудование энергетикам самых малых и самых удаленных населенных пунктов. Более того, дата-центры предоставляют дополнительную услугу по диагностированию отказов приборов учета и оповещении об этом заказчика по электронной почте или SMS-сообщениями на мобильный телефон. Итак, данные получены и собраны, казалось бы, все, можно выставлять счета абонентам, ан нет.

Анализ данных учета

Та же практика показывает, что не все данные, предоставляемые в энергоснабжающую организацию, достоверны. Я занимаюсь вопросом достоверности данных учета более двадцати лет и заявляю это с полной уверенностью. Сервисные организации, обслуживающие узлы учета потребителей не такие «белые и пушистые» как о себе говорят, бывают и ошибки, причем не всегда непреднамеренные. Заявляю со всей ответственностью, что существуют технологии корректировки данных учета, о которых никто энергоснабжающим организациям не расскажет. Можно заполучить специалиста знающего два-три приема, но разработчика этих приемов - никогда. Подробности об искажении данных учета найдете на этом сайте в разделе: «Практика (примеры из жизни)». Кроме того, все известные мне системы анализа, имеющиеся на рынке, не отвечают интересам энергоснабжающих организаций в части защиты их (энергоснабжающих организаций) экономических интересов. Ничего удивительного в этом нет – суверенитет нельзя купить, его можно только отстоять, причем только самому. Защитой экономических интересов ГУП «ТЭК СПб» в части достоверности данных учета теплопотребления, предоставляемых на оплату, занимаюсь я, в других организациях рекомендую организовать эту работу самим. Главное помните, никто кроме Вас, ни за какие деньги не обеспечит Вашей экономической безопасности.

В завершение

Итак, данные собраны, недостоверные данные уже не попадут в оплату потребителям, проблема сбора и обработки данных решена с минимальными затратами. О том как с минимальными затратами организовать контроль данных читайте в других статьях на этом же сайте.

Обращаю Ваше внимание на то, что вопрос сбора и обработки данных является вопросом технологии, Для  получения желаемого результата необходима соответствующее техническое оснащение предприятия, возможно, реорганизация структуры предприятия, обучение персонала и соответствующая организация работы. Действительно, с точки зрения неандертальца самый современный компьютер абсолютно бесполезная вещь: съесть нельзя, а трахнуть по башке соплеменника не эффективно. Если уж Вы решились автоматизировать сбор и обработку данных учета о теплопотреблении абонентов, готовьтесь к изменению структуры предприятия, обучению сотрудников, и изменению всего технологического процесса.



С.И.Черноморченко, Август 2012 г.

Вернуться на главную страницу Открыть сайт Черноморченко С.И. Вернуться в раздел

Счетчик посещений Counter.CO.KZ