Автоматизация обработки данных учета

Выборочной проверкой установлено, что в разные отчетные периоды этого года от 15% до 85% отчетов о теплопотреблении, представляемых на оплату в ГУП «ТЭК СПб» были непригодны для взаимных расчетов по причине неработоспособности приборов учета. Кроме того четвертая часть от всех потребителей, имеющих приборы учета вообще не представляет отчеты о теплопотреблении. Из чего следует, что для этих потребителей выгодно платить за теплопотребление по договорным нагрузкам, т.е. фактическое потребление, измеренное теплосчетчиками, значительно больше величины предусмотренной договором. Такая «экономия» средств потребителями наносит финансовый ущерб ГУП «ТЭК СПб». Для обеспечения собираемости средств за использованную потребителями тепловую энергию необходимо усилить контроль за предоставляемыми данными о теплопотреблении. Учитывая сложности с корректировкой оплаты после выставления счетов проводить контроль данных учета необходимо в сжатые сроки, что можно сделать только в автоматическом режиме, например, используя имеющееся с 2007 года в отделе технического аудита программное обеспечение.

Существующая схема приемки отчетов о теплопотреблении

В настоящее время (по состоянию на лето 2009г.) приемка отчетов осуществляется двумя частями…

После завершения отчетного периода, материалы по проблемным и непринятым отчетам направляются Управлением *** для проверки в отдел технического аудита.

Недостатки существующей схемы

В случае обнаружения ошибок в отчетах о теплопотреблении, получаемых от 6 обслуживающих УУТЭ организаций, корректировка платежей не производится, так как счета на оплату за использованную тепловую энергию уже выставлены.

Кроме того, персонал районных групп *** теряет почти половину рабочего времени (порядка 1.5÷2 недель) на приемку отчетов, вследствие чего ежегодная проверка готовности узлов учета тепловой энергии к эксплуатации, проводимая в начале отопительного сезона, растягивается до окончания отопительного сезона.

Предлагаемая схема приемки отчетов о теплопотреблении

Для сокращения сроков приемки отчетов и оперативной проверки достоверности представляемых данных необходимо:

Автоматизировать процессы приемки отчетов о теплопотреблении и оперативной проверки достоверности представляемых данных учета теплопотребления.

Консолидировать пакеты данных учета от групп потребителей через обслуживающие организации, для начала порядка 5-7 обслуживающих организаций, и представлять в электронном виде в группу по приемке отчетов о теплопотреблении, анализу и составлению Актов реализации филиала «Энергосбыт».

Обеспечить условия и возможность генерации и отправки в Управление *** Актов потребления тепловой энергии потребителями (для всей группы), подписываемые представителями Энергосбыт (необходимо определить ответственное лицо с правом подписи) и сервисных организаций (на основании доверенностей, выданных потребителями).

Эта же система должна генерировать электронные файлы экспорта результатов учета в Управление ***, где также автоматически производить импорт данных в расчетные программы.

На первом этапе внедрение автоматизированной приемки отчетов производится с ограниченным числом «Продвинутых» (наиболее подготовленных к такому переходу) обслуживающих УУТЭ организаций, например, ЗАО «***» и ЗАО «***». В дальнейшем, на последующих этапах внедрения системы, список обслуживающих УУТЭ организаций должен охватить все организации, а по завершении процесса внедрения автоматизированной приемки отчетов все данные со всех узлов учета потребителей должны поступать в группу приемки отчетов в электронном виде и анализироваться в автоматическом режиме.

Преимущества и недостатки предлагаемой схемы

После внедрения автоматизированной системы приемки отчетов значительно сократится внутренний документооборот и затраты рабочего времени, освобожденный от приемки отчетов персонал районных групп *** сократит сроки ежегодной проверки готовности узлов учета тепловой энергии к эксплуатации.

К недостаткам предлагаемой схемы приемки отчетов необходимо отнести большой объем подготовительных работ, требующий слаженной работы нескольких отделов филиала «Энергосбыт».

Реализация предлагаемой схемы

При правильной организации работ, используя уже имеющиеся у нас наработки, экономический эффект можно получить с начала отопительного сезона 2009/2010. Для этого необходимо осуществить пакет действий.

Назначить ответственного администратора программного комплекса (он же руководитель группы) по приемке отчетов о теплопотреблении, анализу и составлению Актов реализации, на основании которых будет осуществляться выставление счетов к оплате Управлением *** Абонентам.

Создать группу в количестве 3 - 5 человек в рамках существующего штатного расписания филиала «Энергосбыт» (можно привлечь персонал Управления ***) для:

- приемки отчетов в электронной форме;

- автоматизированного анализа достоверности результатов учета;

- подготовки и передачи данных о теплопотреблении потребителями, имеющими УУТЭ, в Управление ***;

- создания и сопровождения необходимых баз данных.

Официально ввести единый формат представления данных в электронной форме о теплопотреблении абонентов ГУП «ТЭК СПб» (в настоящее время единый формат представления данных в электронном виде мной разработан и опробован с фирмами ЗАО «***» и ЗАО «***»);

При необходимости привлечь Управление *** ГУП «ТЭК СПб» к созданию необходимого программного обеспечения.

После этого отладить процесс взаимодействия подразделений филиала «Энергосбыт», задействованных в реализации новой схемы приемки отчетов...

Последовательность операций приемки отчетов о теплопотреблении

Для сокращения трудовых затрат на приемку отчетов о теплопотреблении предлагаю следующую последовательность операций при приемке отчетов о теплопотреблении.

Официальный представитель, обладающий правом подписания документов, представляет в группу приемки отчетов суточные и часовые архивы в электронном виде на одноразовом CD-R или DVD-R диске, подписанном этим представителем.

Сотрудник группы приемки отчетов составляет двухсторонний акт о получении данных учета на рассмотрение подписываемый представителем сервисной организации и сотрудником группы. В акте указывается дата получения данных и контрольная сумма (md5) диска.

Данные с диска копируются на сервер Филиала «Энергосбыт» для обеспечения свободного доступа всем заинтересованным сотрудникам ГУП «ТЭК СПб».

После получения права электронной подписи операции 1-3 можно упразднить и данные, полученные по существующим средствам связи с электронной подписью исполнителя сразу же отправлять на сервер.

В присутствии представителя сервисной организации производится анализ представленных данных, выписываются уведомления о непринятии данных о теплопотреблении с указанием причины и нарушенных пунктов Правил. Акт подписывается представителем сервисной организации и визируется сотрудником группы приемки отчетов. Уведомления подписываются уполномоченным на то сотрудником Филиала «Энергосбыт», например, заместителем директора.

Составляется сводный акт непринятых данных о теплопотреблении, подписываемый представителем сервисной организации и сотрудником группы приемки отчетов.

Составляются акты о теплопотреблении, подписываемые по доверенностям абонентов представителями сервисных организаций и уполномоченным на то сотрудником Филиала «Энергосбыт».

Акты принятых и непринятых к реализации данных о теплопотреблении и уведомления о непринятии данных о теплопотреблении утверждаются руководителем или его заместителем, имеющим право подписания таких документов.

Один экземпляр актов и уведомлений передается представителю сервисной организации, а вторые экземпляры остаются в Филиале «Энергосбыт».

Руководитель группы приемки отчетов электронной почтой отправляет электронную версию акта принятых данных о теплопотреблении в Управление *** и файлы экспорта (для систем поддерживающих автоматический импорт данных).

Руководитель группы приемки отчетов служебной запиской направляет в Управление *** оригиналы утвержденных актов. Оригиналы актов хранятся в архиве Управления ***.

Копии утвержденных актов и уведомлений, актов получения данных и диски с архивами хранятся в архиве группы приемки отчетов.



С.И.Черноморченко, Август 2009 г.

Вернуться на главную страницу Открыть сайт Вернуться в раздел

Счетчик посещений Counter.CO.KZ